Первые в Югре астрономические наблюдения, первые зарисовки с натуры, ставшие единственным свидетельством облика Березова в XVIII веке – все это плоды трудов Жозе-Николя Делиля, побывавшего в этих краях 280 лет назад – в 1740 году. Как же занесло французского ученого не то что в малознакомую тогда европейцам Россию – а на самую ее окраину, буквально на северный край земли?
Астроном и географ, член Королевской академии наук Франции, Лондонского и Берлинского научных обществ, приехал в Россию по приглашению Петра Первого, и задержался здесь на долгих 22 года. За это время он успевает обустроить обсерваторию в петербургской Кунсткамере, поучаствовать в составлении «генеральной карты» Российской империи, в качестве, как сказали бы сейчас, «руководителя проекта». И даже получить обвинение в шпионаже в пользу правительства Франции. Из-за которого, собственно, и вынужден был покинуть Россию в 1747 году, увезя в Париж бесценные бумаги, содержавшие в том числе и ценнейшую информацию, полученную в ходе его сибирской экспедиции.
Цели путешествия, предпринятого в 1740 году, по тогдашним временам были грандиозными. Предполагалось уточнить расстояние от Земли до Солнца весьма сложным в организационном плане способом. Три группы астрономов одновременно должны были наблюдать прохождение Меркурия по диску светила из трех различных точек на Земле: в Китае (Пекин), в Перу и на севере Сибири, в Обдорске (ныне Салехард) – это как раз должна была осуществить группа Делиля. Сопоставление результатов этих трех наблюдений и помогло бы получить необходимые данные.
В конце февраля 1740 года группа в составе самого Делиля и еще 18 человек выезжает из Петербурга. Соруководителем экспедиции стал майор Семен Салтанов, преподававший «математические и навигацкие науки» в Морской академии. В качестве личного помощника с астрономом отправился Тобиас Кенигфельс. Примечательно, что по Сибирскому тракту экспедиция продвигалась с «почетным эскортом»: капрал императорской лейб-гвардии постоянно ехал впереди обоза. Его задачей было требовать от смотрителей почтовых станций незамедлительно предоставлять экспедиции свежих лошадей, и всячески содействовать ее продвижению по маршруту без задержек.
Впрочем, даже с таким сопровождением участники похода добрались до Самаровского яма (Ханты-Мансийск) лишь к началу апреля. Дальше на север экспедицию ждали еще более серьезные приключения: двигаться с тяжелой поклажей без дорог, не имея достоверных карт местности и не будучи привычными к сибирскому климату для ученых оказалось непростой задачей. Добравшись до Березова и затратив на путешествие 41 день, руководители экспедиции принимают решение – путь не продолжать. Двигаться дальше, в Обдорск становится крайне небезопасно.
«Мне было невозможно ехать далее как по причине дурных дорог, так и по недостатку лошадей» – напишет позже Делиль.
В Березове экспедиция провела шесть недель. Именно здесь было намечено провести запланированные астрономические наблюдения. Для этого была даже сооружена обсерватория – первая на югорской земле. Основой для нее послужила пустующая изба. Однако в день прохождения Меркурия по диску Солнца – 3 мая 1740 года – небо оказалось затянутым плотными облаками. Сеанс наблюдения не состоялся.
Впоследствии выяснилось, что не состоялся бы он, даже если бы экспедиция Делиля своевременно добралась до Обдорска. Там в этот день дул сильный ветер со снегом – понятно, что никакая работа с телескопом в таких условиях не представлялась возможной.
Потерпев фиаско с основной целью путешествия, участники экспедиции собрали большой географический материал – сняли точные координаты нескольких населенных пунктов, подготовили планы местности, зарисовывали виды приобских поселений и портреты коренных жителей. На рисунках, сделанных Тобиасом Кенигфельсом в Березове, присутствуют и построенная учеными обсерватория, и совсем недавно возведенная князем Меншиковым на свои средства церковь. Гравюры, выполненные с этих рисунков, сегодня можно увидеть в экспозиции окружного Музея природы и человека. Они стали единственным дошедшим до нас документальным свидетельством того, как выглядел город Березов в середине XVIII века.
Уже в июне экспедиция отправилась в обратный путь. В Самаровском яме ученые задержались на два дня, и 2 июля 1740 года провели серию астрономических наблюдений, соорудив для этого временную обсерваторию на вершине Самаровой горы. Еще одну остановку сделали в Демьянских юртах, и на месяц остановились в Тобольске, где Жозе-Николя Делиль активно копировал картографический материал из местных архивов.
Потом в том числе и эти копии ему припомнят, когда созреет обвинение в шпионаже. Спустя семь лет после югорской экспедиции Делиль навсегда уедет из России в Париж, забрав с собой в том числе и солидную часть материалов этого путешествия.
И только в 1846 году его итоги снова стали доступны научному сообществу – Русское географическое общество получило в дар от князя Ильи Долгорукова манускрипт «Дневник путешествия в Березов в 1740 году», составленный из рукописных заметок и рисунков Тобиаса Кенигфельса, а также набросков карт, заметок и писем, выполненных рукой самого Жозе-Николя Делиля.
(по материалам Русского географического общества, Государственного архива Югры и окружного Музея природы и человека)
No responses yet