6 ноября 1930 года, ровно 90 лет назад, начал работать Ханты-Мансийский (тогда Самаровский) рыбокомбинат. Решение о его строительстве было принято в 1929-м, а строительству и запуску предприятия придавалось в те годы почти такое же значение, как строительству и запуску знаменитой Магнитки. Еще бы – Обь-Иртышский бассейн считался одной из «рыбных кладовых» страны. А вот о промышленной переработке рыбы говорить не приходилось. Велась она несколькими артелями, полукустарным способом. Хотя ремеслу рыбопромышленника уже тогда пытались обучать системно. В Самарово существовала даже единственная в Тобльской губернии «практическая рыбопромышленная школа», которую основал на свои средства разбогатевший местный крестьянин Василий Земцов.

Строить новый комбинат в Самарово начали весной 1929-го. Работы продолжались год. Велись они в основном вручную, максимальная механизация на стройке – тачка. Жили рабочие в бараках.

6 ноября 1930 года в тобольской газете «Советский Север» появилось сообщение: «Пуск Самаровского комбината – это значительная победа на фронте этого строительства. Самаровский комбинат по своей мощности далеко превосходит Тобольскую фабрику. При работе с полной нагрузкой выработка комбината будет составлять 40 000 банок в сутки».

В 1931 году численность работающих составляла 200 человек, к середине тридцатых – уже около тысячи. Среди работавших как на стройке комбината, так и впоследствии на производстве, было много спецпереселенцев – раскулаченных из центральных и западных областей СССР, высланных на отдаленные территории.

Уже через два года после ввода в строй на предприятии было 6 цехов, обеспечивающих полный производственный цикл, включая вылов и транспортировку рыбы, ее разделку и первоначальную обработку, изготовление жестяных банок и собственно консервирование. Было свое лесотарное производство и дизельная  электростанция. От нее, кстати, электричество подавалось не только в цеха, но и в поселок (впоследствии микрорайон) Самарово.

122 наименования рыбных консервов, до 13 миллионов банок в год – таковы были объемы производства. Продукция из Ханты-Мансийска шла в том числе и на экспорт во Францию, Чехословакию, Польшу, Болгарию, Монголию.

 Кроме Ханты-Мансийского, в округе в советское время действовали еще два рыбкомбината – Березовский (также основанный в 1930 году) и Сургутский, а также два рыбозавода: Нижневартовский и Кондинский. Причем Березовский известен тем, что добываемую здесь сосьвинскую сельдь в годы войны отправляли к столу британского премьера Уинстона Черчилля. Утверждают, что на комбинате много лет хранился небольшой дубовый бочонок, предназначенный как раз для таких партий рыбы.. На нем – дата вылова, упаковки, отправки и фамилии мастера.

По материалам Государственного архива Югры

#

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *