К 75-летию Великой Победы и 90-летию образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обско-Югорским институтом прикладных исследований и разработок  при поддержке окружного Департамента образования и молодежной политики создана уникальная книга – Сборник воспоминаний «Из истории Югры. Молодёжь Ханты-Мансийского округа 40-х – 50-х годов ХХ века: пути взросления». Издание Сборника воспоминаний запланировано на ближайшее время.

Сборник воспоминаний посвящен поколению конца 20-х – первой половины 30-х гг. рождения – поколению, которое вслед за победителями внесло неоценимый вклад в восстановление и развитие Советского Союза в десятилетия его наибольшего расцвета и могущества. Сотрудники Обско-Югорским института прикладных исследований, записывая воспоминания, изучали как дети и подростки, которые жили на северной окраине СССР, в условиях сурового «взрослого мира» военной и послевоенной поры, были участниками формирования особой культуры региона взаимодействия представителей разных национальностей.

Как подчеркнул доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Александр Киселев, авторы книги исследуют активно осваиваемую в современной литературе проблематику «историю детства», без которой представления о нашем прошлом являются неполноценными. «Каталог Российской Государственной Библиотеки последние 20 лет фиксирует устойчивый интерес к отечественной истории детства, прежде всего, военных лет. Мы имеем около полутора сотен различных публикаций, причем наряду с воспоминаниями и краеведческой публицистикой появилась уже целая литература исследовательского характера. Наряду с темой детства краеведы, исследователи начинают обращаться и к истории молодёжи, в том числе молодёжи учащейся – ищущей, выбирающей жизненный путь. Образцом качественной аналитики является книга А. Рожкова «В кругу сверстников», посвящённая молодёжи 20-х гг., – рассказывает Александр Киселев. – В предлагаемом сборнике собраны воспоминания 8-ми югорских информантов. Интервью с ними были подчинены названной цели – изучению процесса взросления, социализации юных северян».

В Сборник включены воспоминания Л. П. Плехановой, М.К.Волдиной ( Вагатовой ), Е.А.Немысовой, Т.Н. Непкиной ( Ярковой) , Э.М.Сивковой ( Рогулиной) , Н.С.Поповой ( Кузнецовой) , Ф.Н.Поступинских ( Зубаревой ) и  других известных югорчан. Информантов объединяло то, что все они – женщины, а также все учились в педагогическом училище и фельдшерско-акушерской школе/медицинском училище Ханты-Мансийска указанного периода. Почти все информанты представляют коренные малочисленные народы Севера.

Для достижения результата в процессе подготовки сборника ученые подготовили опросник, включающий более 150 –ти вопросов, ранее использованный при подготовке монографии об учащихся Гжельского керамического техникума. Составленный в духе «истории повседневности» («истории в деталях») опросник включал несколько групп вопросов, связанных с выяснением материального положения учащихся, их быта, отношения к учёбе и преподавателям, их представлений о реалиях своего края, страны и мира.

С большинством информантов беседы проводились по несколько раз, использовался метод углублённого интервью.  Авторы книги отмечали, что  воспоминания ветеранов являются сложным источником, требующим особого отношения к себе. Необходимо было учитывать при работе с воспоминаниями, что факты могут по-разному интерпретироваться и по-разному эмоционально окрашиваться в разные периоды жизни.

Авторы рассказали, что важно было видеть в тексте воспоминаний ветеранов «не только послание нам, следующим поколениям (с учётом «заданности/идеологичности» оно нуждается в особой интерпретации), но и те детали, «мелочи», которые подчас способны сказать о прошлом намного больше, нежели собственно «message» информанта».

Интервью с Л. П. Плехановой записано Р. К. Бардиной. Остальные интервью записаны А. Г. Киселевым, а также подготовлены биографические справки, общая редактура и комментарии, примечания. Редактура и комментарии фрагментов хантыйской речи осуществлены С. В. Ониной, мансийской речи – Р. К. Бардиной.

Авторы-составители книги благодарят своих информантов, их родственников, а также коллег Г. А. Шеманчук, Л. Лебедеву, Т. В. Волдину, В. И. Сподину, А. А. Пыхтееву за неоценимую помощь при подготовке воспоминаний к печати.

 

 

#

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *